Маркетолог в течение трёх лет  изучал поведение западных и российских подростков в социальных сетях и в оффлайне, и сделал кое-какие выводы.

TL;DR: слушай русский рэп, а то отстанешь от мира и станешь непригодным; не ври подросткам, в том числе в рекламе; хайп сложно купить; кончай вести себя как старик и посмотри наконец баттл целиком.*

Несколько лет я внимательно наблюдал за миром тех, кто родился после 1997 года. Возрождение хип-хопа, взлёт баттл-рэпа, легитимизация киберспорта, становление ультра-урбанизма, плато Снэпчата, блогеры как медийные лица… Вы многое пропустили, хотя всё это было прямо под носом. Попробую помочь вернуться обратно на волну.

Для начала о поколении. Они очень крутые. Они умнее, быстрее и сильнее, чем мы. Мне 26, и я чувствую, насколько разительно моё мышление отличается от их мышления. Я вырос на диалапе, тусил на форумах, смотрел Масяню, читал башорг, прошёл через три поколения веба. Они провели сознательную жизнь со смартфоном в руках. И это наложило несколько отпечатков.

1. Они очень хорошо понимают, когда им врут + взрослым нельзя верить

Я помню свою школу. Учитель говорит, что 2 + 2 = 5. Я спорю и получаю фразу: «Я учитель, я лучше знаю». Дома я разбирался, как оно на самом деле, но остальные просто принимали то, что говорил учитель.

В нашем детстве старше — значит опытнее, а опыт — это знания. Значит кто старше, тот и умнее. Мы доверяли взрослым, хоть я и в меньшей степени. Но взрослые не умеют учиться, поэтому ошибаются.

Сегодня ученики в школе могу влёгкую загуглить любой тезис, выдвигаемый учителем или другим взрослым. Посмотрите на то, как разговаривают школьники с учителями после мартовских митингов.

Взрослый ошибся, он врёт — ему больше никогда не поверят. Как мы выяснили, все взрослые рано или поздно ошибаются. Поэтому у этого поколения нет авторитетов среди взрослых. Они одни. Это не то одиночество, как у эмо в нулевых. Это одиночество классовое.

Но главное — гипер-коммуникации помогли подросткам быстро научить мозги отличать ложь от фальши. Если вы не верите в то, во что говорите — тут же теряете вес в среде подростков. Если верите, но ошибаетесь — тоже.

2. Зачем учить, если можно загуглить

Мы заучивали. Они знают, где найти. И это один из пунктов, почему мы, олдскульщики, в жопе. Потому что когда ты гуглишь, ты всегда получаешь самую актуальную информацию. Мы же полагаемся на память. А мир-то развивается, всё движется. И моргнуть не успели, а уже вчерашние правила не работают.

Подростки очень круто работают с информацией. Они её не глотают, они ей управляют. Эта способность помогает справиться с задачами намного эффективнее. В классической системе образования они сосут. Но когда придёт новая система, построенная на успешном решении задач с использованием всех доступных технологий (а я в это верю), внезапно сегодняшние отличники станут двоечниками.

В итоге, интересный контент — тот, который даёт референсы. Они же — повод погуглить.

3. Больше нет субкультур + апгрейд русского языка

Помните раньше были эмо, панки, готы, рэперы, тусовщики и прочие? Теперь их нет. Смартфон в руке кратно повысил скорость распространения информации, разрушил коммуникационные барьеры, сломал рамки.

В плейлистах у них мешанина. Одежда сочетает то, за что ещё 10 лет назад можно было отхватить ******** [люлей]. Одни и те же люди бухают в подъезде под Гуфа, а потом рвут танцпол под витчхаус. Апогей: я видел витчхаус-вечеринку в заведении «Джек энд Джейн». Это что-то типа «Гадкого койота».

Они открыты к новому. Они готовы пробовать. У них нет страха быть чужим в своей группе, потому что нет никакой группы.

То же самое происходит с языком. Он быстро вобрал в себя жаргонизмы от самых разных групп: сленг из доты, зэковские словечки, анимешные аригатусенсей, наркосленг и эмоджи вполне себе уживаются с литературным русским языком. Это потрясающе. Сейчас русский язык получил второе дыхание. Он обрёл потрясающий пласт для иносказательности, у него появился мощный нарратив в среде.

Немного русского рэпа:

Я проповедовал щеглам, как Франциск Ассизский

Видел смерть, она сказала: «Распишись на сиськах»

Мы разной породы: вы — безопасной дорогой

А я — то жёлтою кирпичной, то красной ковровой​

 Это круто ещё и потому, что количество смысла, эмоций и подтекста на языковую единицу сильно возросло. Сегодня я могу зашить в текст больше, чем пять лет назад.

А ещё они легитимизировали мат, потому что не матерятся только взрослые политкорректные обмудки. Это про первый пункт, кстати. Если в твоей лексике нет мата, скорее всего, ты фальшивый ********** [врунишка].

4. Зато есть хайп

Тренды загораются и тухнут гораздо быстрее, чем раньше. Я открыл витчхаус, а он, оказывается, ушёл в небытие уже как год. Да и само понятие «тренд» уже неактуально. Вместо него — хайп. Это когда об этом говорят все.

У подростков острое желание быть на острие хайпа. Идти вперёд, искать новое, лишь бы не отставать. Нас учили, что нужно найти своё и остановиться. Они научились не останавливаться никогда, потому что нет ничего «своего». Они как Христофор Колумб, всё время в поисках чего-то нового. Новое = своё.

Итак, мы получили толпу индивидуалистов, которые насквозь видят фальшь, умеют быстро находить ответы, держат мозги открытыми, обогащают русский язык и развивают его, и наконец всё время ищут новое. Их много. Сегодня в основном это Москва и Питер. Завтра то же произойдёт с регионами.

Что сделали эти люди?

1. Они заменили телевизор на YouTube

Камеди Клаб больше не смешной. Теперь смешные — Данила Поперечный и Юрий Хованский (записывайте!).

Вместо просмотра футбола — стримы турниров по киберспорту.

Вместо Владимира Познера — Юрий Дудь.

Вместо Гордона — Badcomedian.

Вместо «Вечернего Урганта» — Big Russian Boss.

Вместо «Пока все дома» — вписка.

А сериалы и фильмы давно переехали в экраны ноутбуков, тут и говорить нечего. Кстати, здесь ещё очень много места для нового контента. Но вы такой не осилите, потому что не способны работать на новой волне.

2. Они потихоньку убивают продюсерский контент, заменяя его на самиздат + органическая природа хайпа

Oxxxymiron — феномен в российской музыке, потому что человек, который никогда не сотрудничал с лейблами, осенью собрал «Олимпийский».

Максим Фадеев открыл свой лейбл Red Sun. Над ним все смеются. «Грибы», от создателей Quest Pistols, погремели, и скорее всего больше не погремят — одноразовая история. Black Star уехал на задворки, собирая тех, кто не способен сам формировать свой плейлист.

Взрослые не верят, что так можно. Взрослые думают, что всё, что набирает популярность, было спродюсировано. До тех пор, пока вы так думаете, вам не стоит работать с этой аудиторией. Вспоминаем пункт про фальшь.

Хайп имеет органическую природу. Вы не заставите подростков отправлять друг другу какой-либо трек. Вы не сможете купить радиостанции, потому что они ***** [вообще] никому не сдались. Вы не сможете купить их внимание больше, чем на один вечер. И они посмеются, когда посмотрят на вас и ваш продукт.

3. Они очень быстро меняют правила игры

Там, где вчера царил порядок, завтра будет хаос. Посмотрите на тот же рэп. Старая школа до сих пор не может поверить, что они на задворках, а залы качают Pharaoh и Скриптонит.

Опять же про школы. Их почти невозможно контролировать. Они умеют защищать своё «я» от нормативов. Внутри группы они проходят огранку постоянными столкновениями.

Они приходят в среду и обустраивают её под себя. Моё любимое — скоро они столкнутся с государственными институтами. Ох, я бы не хотел оказаться на месте этих самых институтов. Им ***** [конец].

 Я ничего не сказал про возрождение квартирных посиделок, про ультра-урбанизм, про трагизм одиночества и как следствие — нарочито гротескные образы и фокус на наркотиках и сексе, про маскарад и стену из иронии и пафоса. Короче, там много чего под капотом. Но это уже сами копайте.

А ещё да, всё что выше — это мои субъективные наблюдения, на которые я хоть и потратил очень много времени, но которые всё ещё могут быть моим персональным бредом.

И ещё — ******* [круто] быть подростком».

Источник: facebook.com/acidcmo


*) Tl;dr (а также tldr и тлдр) — сокращение от too long; didn’t read (слишком длинно; не читал). Аналог фразы «многа букаф, ниасилил». Часто замещает «Резюмируя» после пространных объяснений, которые, как справедливо считает автор этих объяснений, не вся аудитория возжелает прочитать целиком, либо, наоборот, идет первым абзацем.