Власти Турции превращают собор Святой Софии (Айя-София) в мечеть — президент Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал соответствующий указ. Историк Марк Ткачук, один из руководителей партии Гражданский конгресс (Молдова) считает, что «это не внутреннее дело Турции. И Эрдоган это хорошо знает. В этом и состоит его сугубо политический замах на величие. Величие, которое отчего-то очень часто и совершенно самонадеянно путают с безнаказанностью».

Это, конечно же, беда. Речь не идет о победе мечети над собором. Это уже случилось 567 лет назад. Речь идет о победе политизированного ислама над светским миром, мечети над музеем. Победе частного, конфессионального над общечеловеческим. С сугубо демонстративной и провокационной целью: мол, делаю, что хочу и ничего мне за это не будет.

Тонкая грань отделяет это глумление от расстрела статуй Будды афганскими талибами и разрушением Пальмиры. Это что, тоже чье-то там внутреннее дело?

А потому печальная история Софии — это история не про Ислам и Христианство, а про разворот в прошлое, про отказ от современности. Не может быть стирание византийских фресок, а они в мечети невозможны, внутренним делом Турецкой Республики. Это могло быть и было внутренним делом Османской империи. И в Османской империи фрески и мозаика замазывались слоем штукатурки, а к христианским соборам пристраивались минареты. С тем же остервенением и упрямством, с каким католики жгли приходы протестантов, а революционеры Кромвеля громили собор в Солсбери.

«Печальная история Софии — это история не про Ислам и Христианство, а про разворот в прошлое, про отказ от современности…»

Но Османская империя, как все империи, провалилась. Наступила современность. С четкими представлениями о культурном наследии, его всемирности и прочими ЮНЕСКО. И вместо мечети появился не ожидаемый собор, а неожиданный в своей компромиссности музей. Музей, в котором рестариврованная и вновь открытая мозаика для всех нас ценна не только тем, что она христианская, а что она в первую очередь является этапом и шедевром человеческой культуры. Таким же, как полихромная живопись каменного века из Альтамиры, фрески Кносского дворца на Крите, мегалитические конструкции Гёбекли-Тепе и далее — до бесконечности.

Теперь этой мозаики не будет.

Нет, это не внутреннее дело Турции. И Эрдоган это хорошо знает. В этом и состоит его сугубо политический замах на величие. Величие, которое отчего-то очень часто и совершенно самонадеянно путают с безнаказанностью, — написал в социальной сети Марк Ткачук.

АЙЯ-СОФИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.Это, конечно же, беда. Речь не идет о победе мечети над собором. Это уже случилось 567 лет…

Опубликовано Mark Tkachuk Воскресенье, 12 июля 2020 г.