Знаменитая «Педагогика угнетения» бразильского психолога и теоретика Паулу Фрейре была издана на португальском языке в 1968 году, и с тех пор выдержала десятки переизданий, а ее тираж превысил миллион экземпляров. В этой революционной книге Фрейре пишет о том, почему необразованный народ всегда будет погрязать в нищете, подчиняясь элитам, и как школа освобождает от угнетения.

Скачать книгу вы можете здесь:

https://mega.nz/#!fv4CAISY!mSFNuEgDkEBSj5HaeGocNw_FviCu7XmCxcL8_ReUTFU

Паулу Фрейре родился в 1921 году в городе Ресифе на северо_востоке Бразилии. Мировой экономический кризис заставил его узнать голод и нищету в детстве. В возрасте одиннадцати лет он дал себе клятву посвятить жизнь борьбе против голода и нищеты.

Паулу Фрейре: свобода рождается в школах
В Нью-Дели волонтеры бесплатно обучают детей по школьной программе. Это место называют «Школа-под-мостом».

 Жизнь в бедности привела Фрейре к открытию явления, которое он описывает как “культуру молчания” обездоленных. Он пришел к пониманию, что невежество и вялость этих людей были прямым результатом экономического, социального, политического угнетения, и считал, что образовательная система является одним из главных инструментов для сохранения этой “культуры молчания”.

Фрейре начал свою деятельность с работы учителем начальной школы. Но его идеи в области образования стали проявляться с 1946 года, когда он стал работать директором по образованию в SESI —организации работодателей, которая была создана для помощи рабочим и их семьям. Увидев рассогласованность между элитной образовательной практикой и реальной жизнью рабочих, Фрейре вступает в ряды Движения за народную культуру.

Фрейре опирался, по его собственному признанию, на взгляды Сартра и Мунье, Эриха Фромма и Луи Альтузера, Ортеги_и_Гассета и Мао, Мартина Лютера Кинга и Че Гевары, Унамуно и Маркузе, развивая собственный взгляд на образование, который явился ответом на конкретные реалии Латинской Америки.

Паулу Фрейре: свобода рождается в школах

Коза гуляет по разрушенному классу заброшенной школы в селе Войница в Болгарии, в ста километрах к северу от Софии.

Фрейре продемонстрировал, что неграмотные крестьяне могут быстро научиться читать и писать, если слова, которым их обучают, имеют для них политическое значение и если грамотность создает возможности для изменений в их повседневной жизни (таких как земельная реформа или другие изменения социально_экономических условий). Образование взрослых добивается больших успехов, если становится сознательным политическим действием, целью которого является не просто осознание собственного угнетения, а социальное действие.

Сектантство, вскормленное на фанатизме, всегда импотентно. Радикальность, взлелеянная критическим духом, всегда плодотворна. Сектантство создаёт мифы и, таким образом, закрепощает. Радикальность критикует и, таким образом, освобождает. Радикальность требует ответственности за свою позицию, а это приводит к участию в попытках изменить реальность. И наоборот, сектантство, в силу своей мифологичности и иррациональности, превращает реальность в ложную (а значит – неизменяемую) «действительность». (Из предисловия к «Педагогике угнетенных»).

Педагогика Фрейре по обучению грамотности включала в себя не только чтение слова, но “чтение мира”. Воспитание критического сознания заставляет людей задавать вопросы по поводу своей исторической и социальной ситуации — “читать свой мир” — и действовать как субъекты в создании демократического общества (что было новым для Бразилии того времени).

Фрейре использовал обмен мнениями в форме диалога между учителем и студентами, в котором обе стороны учатся, обе спрашивают, обе рефлексируют и обе участвуют в создании смысла. “Освобождающее образование состоит в актах познания, а не в передаче информации,— писал он.

В 1962 году прошла первая экспериментальная проверка метода Фрейре, когда 300 крестьян за 45 дней были обучены чтению и письму. В результате правительство одобрило создание тысяч культурных кружков по всей Бразилии, и разработанная Фрейре методология стала широко использоваться в образовательных кампаниях на северо-востоке Бразилии.

Паулу Фрейре: свобода рождается в школах
Девятилетнаяя школа в заброшенной деревне в 120 км от города Саранск в России.

Военный переворот 1964 года прервал эту работу и изменил жизнь Пауло Фрейре. В июне 1964 года он был заключен в бразильскую тюрьму по обвинению в измене, затем освобожден и был вынужден покинуть страну.

Пять лет Фрейре жил в Чили, работая с ЮНЕСКО и в Христианском Демократическом движении по аграрной реформе по программам обучения взрослых. В 1967 он опубликовал первую книгу “Образование как практика свободы” (Educacao como Practica da Liberdade), принесшую ему в 1969 г. известность и статус приглашенного профессора в Гарварде.

Паулу Фрейре: свобода рождается в школах
Заброшенная школа на Кольском полуострове, в поселке Териберка.

В 1968 он пишет свою знаменитую “Педагогику угнетенных” (Pedagogy of the Oppressed), опубликованную на испанском и английском языках в 1970 г., но только в 1974 г. вышедшую в самой Бразилии. Десять лет Фрейре был специальным консультантом по образованию при Всемирном конгрессе церквей в Женеве, путешествовал по всему миру, помогая развивающимся странам осуществлять реформы в области образования и распространения грамотности. В 1980 г. он вернулся в Бразилию, где несколько лет руководил программами по распространению грамотности среди взрослых, а с 1988 года работал Министром образования Сан_Пауло.

Паулу Фрейре: свобода рождается в школах

В США и Канаде сотни “фрейрианских” центров образования взрослых открывались при магазинах, церквях, местных общественных организациях, колледжах сообществ. Делались также попытки адаптировать методологию Фрейре к программам базового образования взрослых (обучения грамотности, изучения языков, в высших школах для взрослых), но они встретили на своем пути структурные ограничения школьной системы.

Наиболее успешными были те из программ, которые не приняли государственного финансирования и опирались на тщательно выстроенную сеть частной и общественной поддержки.

Идеи Пауло Фрейре оказали огромное влияние на тех адукаторов, которые искали альтернативу тем традиционным моделям образования, в которых образование взрослых рассматривалось либо как способ социальной адаптации, либо как средство социального отбора.

Работа бразильского просветителя получила признание во всем мире и оказала глубокое влияние как на образовательную теорию и практику, так и на борьбу за национальное развитие. Активисты неформального образования взрослых начали быстро адаптировать его идеи в городах Северной Америки.

Татьяна Пошевалова.

Еще интересное