Разрушение в Молдове памятников старины — стало делом привычным. Ничем не лучше, когда реконструкцией исторических объектов занимаются люди, не имеющие ни должного образования, ни художественного вкуса.

Наталья Шмургун, создатель популярной в фэйсбуке группы «Люблю живопись», посетила отреставрированный дворец, построенный в XIX веке архитектором Бернардацци по заказу Манук-бея Мирзояна — армянина по происхождению, турецкого дипломата и русского разведчика по совместительству. Наталья Шмургун была шокирована увиденным: «Усадьба Манук-бея в руинах выглядела в тысячу раз благородней, чем ваш «позолоченный» молдоремонт» — написала она на своей странице в фэйсбуке, обвинив молдавского министра культуры Монику Бабук в преступной халатности.

Позволим себе опубликовать пост Натальи Шмургун и фотографии «изнутри» — что скрывается за ярким фасадом здания с дешевыми стеклопакетами на окнах?

Дворец Манук-бея в Молдове
Фото: moldovenii.md

«Спустя N-ое время после масштабной реконструкции усадьбы Манук-бея, наконец, настал и мой час посетить эту туристическую «жемчужину». Когда-то навещая знаменитые развалины и прочитав все, что касается этого уникального для Молдовы места, я даже разродилась статьей с заголовком: «У нас мог быть свой Петергоф».

Впрочем, лицезреть Петергоф на месте дворца Манук-бея после молдавского «евроремонта», я, конечно же, не рассчитывала, но, тем не менее, ожидала увидеть что то более-менее сносное, в стиле «скромненько, но со вкусом». Тем более, что и бюджет, выделенный на восстановление данного исторического сооружения, исчислялся шестизначными цифрами.

Бюджет, выделенный на восстановление данного исторического сооружения, исчислялся шестизначными цифрами.

Однако, вместо предвкушаемого интерьера старинной бессарабской усадьбы, спроектированной самим Бернардацци, моему взору предстал обычный шоу-рум магазина дешевой китайской мебели в стиле рококо из Ali-Express. Абы как расставленные «по-стеночке» пластмассовые диваны и кресла, щедро сдобренные безумной ярко-золотой краской из пульверизатора, обитые тканью самой «адской» расцветки и статуэтки ангелов с ликами имбецилов по замыслу авторов проекта должны переносить посетителей экспозиции в аристократическую атмосферу родового замка одного из самых богатейших и влиятельнейших семейств Бессарабии.

Переходя из зала в зал, приходилось изумляться всё больше и больше. Концентрация «цыганщины» на 1 кв. м. била все существующие рекорды. Не верилось, что реконструкция здания проводилась на самом что ни на есть ГОСУДАРСТВЕННОМ уровне. Самое интересное, что всей этой «нереальной красотой» кураторы намерены удивлять не только местное население, но и заморских посетителей, о чем свидетельствует объемная оферта на сайте http://www.manucbey.md, предлагающая проведение международных конференций, презентаций, и так далее…

В связи с этим у меня вопрос к министру культуры. Госпожа Моника Бабук, вы это …серьезно? Как можно было в таком виде сдавать туристический объект в эксплуатацию?

Если ваше ведомство рассчитывало получить «Оскар» в номинации «Китч года», то вопросы отпадают сами собой, но если вы хотели увеличить количество и без того скудных туристических достопримечательностей Молдовы, то тут на лицо преступная халатность 99 уровня.

Уж лучше бы, вы ничего не реконструировали… Усадьба Манук-бея в руинах выглядела в тысячу раз благородней, чем ваш «позолоченный » молдоремонт. Стыдно, обидно, досадно…»

Исторический памятник Молдавии.
Дворец до реконструкции.
Золота много не бывает!..

Барная стойка во дворце
Только не спрашивайте, что делает эта элегантная барная стойка в интерьере 19 века… P.S. Бедняга Манук-бей перевернулся в гробу…

Китч для туристов в Молдове
Именно так выглядели, по мнению молдавских музейщиков, спальни молдавских аристократов.
На этом милом шкафчике разве что только ценника не хватает с суммой в юанях…

Магазин китайской мебели в замке
«Психоделическое рококо» — от количества золотых «завитушек» нереально рябит в глазах…
Этот арт-объект вообще вне конкуренции!

История поместья Манук-бей в Хынчештах начинается в 1816 году, когда видный сановник Османской, а затем Российской империи, Манук-Эмануэл Мирзоян (1769-1817), армянин по национальности, переехал из румынского Сибиу в Кишинев, а в апреле 1816 г. приобрел поместье у местного помещика Ионицэ Яманди. Титул бей Манук Мирзоян получил за успешное руководство финансовым ведомством Османской империи. В период русско-турецкой войны 1806-1812 гг. участвовал в подготовке Бухарестского мирного договора 1812 года, за что был обвинен турецкой стороной в предательстве и был вынужден бежать в Румынию, а затем принял подданство Российской империи и переехал в Бессарабию, ставшую российской провинцией. В 1817 году после неудачного падения с лошади во время прогулки получил травмы и умер 20 июля того же года.

В 1858 году сын Манук-бея Мурад (Иван) начал строительство княжеского дворца, хотя по историческим свидетельствам княжеский титул Манук-бей не получил. Строился дворец на протяжении 3-х лет и был закончен в 1861 году.