Прекрасная лекция профессора Стэнфордского университета Роберта Сапольски о биологических основах религиозности . Перевод Андрея Малыгина. Видео с русскими титрами и сам текст ниже.

Это будет лекция, посвященная тому, что мы изучали всю прошлую четверть, проблемам, которые касаются многих непосредственно. И как мне стало известно из присланных мне е-мейлов, пятничная лекция на тему депрессии затронула многих студентов. Некоторые темы и понятия из лекции о хаосе, возможно, помогут нам систематизировать новую информацию, хотя, не обязательно станут основой для сегодняшней лекции, так как наглядные демонстрации также позволяют вникнуть в суть дела. Сегодня мы будем говорить о некоторых биологических предпосылках религиозности. Признаюсь, я несколько нервничал перед этой лекцией, поскольку люди склонны иметь твердую позицию по этому вопросу. Поэтому я пожелал бы вам терпения. Хорошо. Чтобы почувствовать аудиторию, как много из вас охарактеризовали бы себя как людей религиозных? Как весьма религиозных? Глубоко религиозных?

Хорошо. Как много из вас охарактеризовали бы себя как людей исключительно не религиозных? Также много поднятых рук. Множество потенциальных ответов на этот вопрос. Мы начнем с того, где мы остановились в прошлую среду. Это была лекция о шизофрении. Мы закончили на том, что нам предстоит иметь дело с целым перечнем тем начиная с правого края «что такое поведение в целом», заканчивая темой слева «каковы эволюционные корни поведения». И что всегда было рациональным объяснением, так это то, что когда мы смотрим на гены, генетическое влияние, генетические особенности, мы спрашиваем: «Откуда эти гены взялись? Как это объясняет эволюция? Какова адаптивная ценность того, что мы находим? Как это интерпретирует социобиология?» Вопрос? Надо бы… Но я не уверен, что знаю предмет достаточно.

Кроме религиозности в социальном контексте мы увидим кое-что другое, и это имеет важное значение. Это отличие меня весьма озадачивает, поскольку это очевидно выходит за рамки всего лишь социального сообщества, хотя это и является удобной отправной точкой в рассуждениях. Хорошо, мы закончили на обсуждении эволюционных аспектов депрессии, подозревая, что в этом могут быть скрытая польза, которую вы можете обнаружить в одной из интерпретаций, и которая идет рука об руку с аспектами маниакально-депрессивного расстройства. Однако мы остались в затруднении в конце лекции о шизофрении: почему эти гены могли быть отобраны? Снова мы начинаем с самой первой темы: гены отбираются селекцией. Почему у жирафа длинная шея?

Потому что это адаптивная особенность, и в нашей дарвинистской терминологии это особенность, которая ассоциируется с возможностью оставлять больше копий своих генов в будущем поколении. Какова адаптивная ценность в генах шизофрении? Потому что в современной форме шизофрения представляет собой явно дезадаптивную особенность. Шизофреники оставляют меньше копий своих генов, чем их не затронутые болезнью братья. Что может быть скрытым преимуществом, затаившимся за болезнью? Мы остановились на том очевидном факте, что, насколько может судить любой человек, никаких скрытых преимуществ тут быть не может. Никаких адаптивных преимуществ. Однако я упоминал о другом заболевании, часто взаимосвязанном с шизофренией, которое имеет адаптивные преимущества.

И для начала, к чему нам стоит вернуться это тема биологии за 9 класс, понятие о том, что иногда некая генетическая особенность, ужасная в одних условиях, может дать преимущество где-то ещё. Вы все помните пример из 9 класса, серповидноклеточная анемия, которая в одних условиях была полностью выражена, являясь гематологической катастрофой, ужасным известием, а в других условиях она защищает вас от малярии. Не случайно варианты серповидноклеточной анемии представлены в Центральной Африке, Средиземноморье и близки к такому заболеванию как талассемия. Это также указывает на прописную истину о том, что не бывает плохих генов, есть лишь неудачное взаимодействие генов с их окружением. Отлично. Эта тема часто всплывает в медицинской генетике.

«Не бывает плохих генов, есть лишь неудачное взаимодействие генов с их окружением».

Генетическая особенность в одних условиях оборачивается плохой новостью, в других — дает значительные преимущества. Как оказывается, эта тема также всплывает во многих областях генетики. Другие примеры. Болезнь Тэя-Сакса. Страшное врожденное заболевание, преимущественно обнаруживаемое у евреев ашкеназов. Чаще всего мы находим крайний случай полной остановки развития кортикальной системы мозга. Ребенок рождается умственно отсталым и вскоре умирает. Частичная версия болезни Тэя-Сакса дает иммунитет к туберкулёзу. Никто до сих пор не знает как это происходит. Мы знаем механизм развития серповидноклеточной анемии и защиты против малярии, однако у нас нет тех же данных о болезни Тея-Сакса.

Однако это объясняет один феномен из средних веков, когда европейцы верили, что евреи были спасены от туберкулёза, потому что они отравляли христианские колодцы. Это было причиной множества погромов. Теперь мы имеем генетическое объяснение. Частично экспрессированный ген болезни Тэя-Сакса защищает от туберкулёза. Другие примеры. Кистозный фиброз. Самое распространённое наследственное заболевание на сегодня. Смертельно опасно. «вопрос из аудитории» Кистозный фиброз. В крайней форме является настоящей катастрофой. Вы получаете воспалительные заболевания, ваши лёгкие полны секрецией, смерть наступает к 20 годам, ужасное заболевание. Умеренная форма заболевания защищает вас от холеры.

Тот же самый механизм, приводящий к дисбалансу секреции в лёгких, предохраняет вас от полной потери секреции, когда вы заражаетесь холерой, ведущей к обезвоживанию. Эта тема всплывает снова и снова. Крайняя форма — плохие новости, умеренная — хорошие. Мы приходим к заключению, очень похожему на довод о том, что вы равно отдадите свою жизнь за двух братьев или восьмерых двоюродных братьев. Если вы имеете достаточно людей с умеренной, полезной формой болезни, вы можете позволить себе дополнительного двоюродного брата с крайней формой. Таким образом наследственная информация будет передана. Это помогает нам лучше понять случай с шизофренией. И первым же вопросом будет: как выглядит умеренная форма шизофрении? Об этом узнали в 1970-х годах. Мы слышали об этих исследованиях на нескольких прошлых лекциях.

Психиатры из Гарварда предприняли исследование в Дании, продлившееся 10 лет, прослеживая каждый случай адаптивного и негативного случаев шизофрении, учитывая случаи воспитания детей в родной и приёмной семье. По ходу исследования они открыли кое-что впечатляющее. Только вдумайтесь, это была команда психиатров, которая провела в Дании 10 лет. Они опросили каждую семью с приёмными детьми в Дании, это приблизительно 10 тысяч людей. Была проделана огромная работа по поиску случаев шизофрении, исследованию родословных и прочему. Было условлено взять одинаковые диагностические критерии, отлично спланированный эксперимент. Чего они достигли по окончании этих десяти лет? Они говорили с большим количеством членов семей шизофреников, чем любой психиатр в истории. Подумайте об этом.

Вы обычный психиатр, принимающий обычного пациента с шизофренией, встречаете раз в полгода родителей. Возможно, вы проводите более частые сессии. Экспериментаторы опросили десятки тысяч семей шизофреников. И они заметили кое-что интересное. Они заметили, что в среднем было что-то странное в этих семьях. Не во всех, поскольку эту особенность находят не только в семьях с шизофренией, но с большей вероятностью. Обнаруживалась странная причудливая особенность, прослеживаемая у членов такой семьи. Биологически родственных членов. И эта умеренная форма шизофрении сегодня называется шизотипическим расстройством. Это стандартно распознаваемое расстройство в психиатрии. Шизотипия это умеренная генетическая версия шизофрении. Как оно выглядит? В первую очередь больные имеют до определенной степени блуждающие ассоциации.

Не такие разобщённые, как при шизофрении. Существуют даже стандартизированная шкала, по которой можно судить: это за пределами нормы, но также не в пределах шизофрении. В добавок вы имеете социальную изоляцию, однако также не шизофренический случай полного удаления в глухую деревню и неспособности иметь работу. Напротив, это человек, который тяготеет к уединенным занятиям. Это хранитель маяка, смотритель пожарной каланчи. Это классические занятия людей с шизотипическим расстройством. Это человек, сидящий один в проекционном зале в кинотеатре 8 часов подряд ночью в темноте. Классический вид работы для этого расстройства. Социальная отстранённость и уединение. И самой поразительной чертой является то что называется «метамагическое» мышление. Вот тут начинается всё самое интересное.

Это не то же, что психотическое состояние, где мысли находятся в беспорядке, скорее это вера в некоторые странные вещи. Такие люди обожают научную фантастику и фэнтези. ОК, вижу кому-то стало интересно. Это тот, кто влюблен в религии «нового века» со страстью и фанатизмом. Это тот, кто верит в телепатию и НЛО. Первый признак — когда человек, имея религиозную структуру мышления, имеет также предельно конкретный уровень интерпретации. Это весьма напоминает шизофрению. Что общего между яблоком и апельсином? Слова из множества слогов. Эта конкретность на уровне абстракции. Это люди, которые склонны к крайне точным интерпретациям религиозных событий. 7-дневное сотворение мира. Это не метафора и не иносказание, это может быть измерено до минуты. Живые, кто однажды были мертвыми. Это также не метафора о возрождении душ.

Это точное описание событий. Теперь мы наметили дальнейший ход лекции. Шизотипическое расстройство — это умеренная версия шизофрении в плане несвязанных ассоциаций, конкретности ассоциаций, социальной изоляции, и, более всего, «метамагического» мышления. Теперь это является стандартной диагностической категорией в психиатрии. Хорошо. Теперь мы спрашиваем: откуда пришло это расстройство? Приходит на ум и другой вопрос: пытаясь понять человеческие особенности, мы признаем, что 99% истории люди с шизотипией не имели возможности иметь работу в проекционном зале. Как в таком случае выглядело это расстройство в традиционном, не вестернизированном обществе? Оказывается, ответ на этот вопрос был рядом на протяжении 60-70 лет в литературе по антропологии.

Это было в 1930-х, когда антрополог Пол Радин стал первым в своей области исследований, которая являлась весьма серьёзной, кто указал, что в традиционных обществах существует такая категория людей, кого считают, и это его точные слова, полоумными. Кого считают полоумными в традиционном человеческом обществе? Шаманов, знахарей, знахарок. Это члены сообщества, которые живут за счет «метамагии». И Радин был первым кто подчеркнул это. Шаманы — это те, кто разговаривает с мёртвыми, совершая ритуалы. Это те, кто говорят на других языках, кто при полной луне оборачиваются гиеной, чтобы защитить деревню от хищников, это те кто живёт метамагией. Это было важной темой в антропологии на протяжении довольно долгого срока. Один из антропологов в 1940-х назвал шамана «излеченным сумасшедшим».

Антрополог Крюгер, открывший факультет антропологии в Бёркли был отличным специалистом в своей области. Это его цитата, описывающая сущность шаманизма. Шаман выказывает свою одержимость духом, публично воспроизводя свой специфический персональный опыт человека, страдающего определенным ментальным расстройством. Его проекции, галлюцинации, его путешествия сквозь пространство и время таким образом становятся драматичным ритуалом, служащим прототипом для всех будущих концепций религиозного пути к совершенству. Это было осознание в 30-х и 40-х, что шаманизм представляет собой контролируемое, контекстуированное, «метамагическое» шизотипическое расстройство. Тогда еще не было этого термина, но это именно то, о чем мы говорим. Крюгер однако подчеркивал, что это не шизофреники.

Мы также слышали в этом классе об этой истории четыре дня назад, рассматривая члена племени Масаи, страдающего шизофренией, что люди в традиционном обществе относятся к душевно больным не с большей терпимостью, чем мы на западе, и также не против найти способ отстраниться от них. Но это не крайняя форма шизофрении, это не те люди, которые слышат голоса в самый неподходящий момент на охоте, это люди, которые слышат голоса в нужное время. Вы помните, чем окончилась история с той женщиной из племени Масаи: она говорила о своих видениях в неподходящее время. Трансляция своих видений в подходящее время — не шизофрения, это форма шизотипического расстройства. И что мы видим в традиции шаманизма? Это не маргинализованные люди, а напротив, самые уважаемые.

Множество культур традиционно запрещают шаманам вступать в брак, однако не большинство, поэтому вполне фертильные шаманы успешно передавали свои гены в следующие поколения. Соответствующий культурным нормам уровень метамагического мышления был приемлем на протяжении всей истории. И хороший пример этого есть у того же Крюгера, который подчеркивал, что при нужных обстоятельствах, то что могло бы стать полностью маргинализованным, становится, напротив, источником могущества и признания. Признание — именно это слово он использует. Шаман становится признанным членом общества. Не спроста слово «признание»(sanction) имеет много общего со словом «прибежище»(sanctuary). Это территория, за пределами которой, в иных условиях, те же самые индивидуальные особенности перестают работать.

У Крюгера есть еще одна история о том, как вы должны почувствовать эту грань. Однажды он присутствовал при неком ритуале. Большую часть времени он изучал культуру коренных американцев. Это был обряд, проводимый племенем Виннебаго. На мой взгляд странное название, но тем не менее… Рядом находился его переводчик, который объяснял суть ритуала. Очевидно, это было нечто из ряда вон выходящее. Шаман превзошел себя, он говорил на непонятных языках, катался по углям и прочее. А учёный говорит: «Это великолепно! Настоящий шаман! Он стоит каждого доллара, которые мы потратили, чтобы оказаться здесь! Нам так повезло! Слава богу он один. Двое было бы слишком много. Один — в самый раз». Таким образом мы видим, что это не шизофрения. Вы бы не захотели шамана шизофреника. Он был бы изолирован также, как в нашем обществе.

Не слишком много и не слишком мало. Вам нужно правильное соотношение охотников и людей с метамагическим мышлением, с численным преобладанием первых над вторыми. Антропологи на протяжении 60-ти лет отмечали, что все человеческие традиции включали в себя эти страты. Шаманы не были изгоями с пониженным репродуктивным успехом, а напротив, занимали высокое положение в обществе. Мы получаем что-то вроде последовательности частично экспрессированных генов. На протяжении истории людям были настолько нужны шаманы, что они мирились со случаями крайней шизофрении у их троюродных братьев. Нужда соответствует пропорции охотников и шаманов в обществе. Числа говорят нам о 1-2% случаев шизофрении среди всех культур, что соответствует числу шаманов в деревнях.

На протяжении истории, однако, шизотипические расстройства превалировали, поэтому вы можете позволите себе случайного родственника с шизофренией. К чему же мы приходим? Мы говорим не просто о голых аборигенах с костями в носах, которых мы видим по National Geographic. Мы говорим о переосознании… В какой-то момент почти все исследователи писали о примитивности не вестернизированных религий. Есть хорошая цитата…кто это сказал? Его звали Деверо. Он называл примитивные религии организованной шизофренией. К этому выводу он пришел в 1940-х., точно уловив суть контекстуированного, своевременного проявления мистических способностей и прочего.. Была масса литературы о тех странных вещах, о которых говорили в ночное время по телевизору. И переосознание касается не только их.

В какой-то момент известный антрополог с левыми взглядами написал длинное эссе на тему того, сколько культурного шовинизма проявляют западные антропологи, которые говорят о шаманах как наполовину излеченных безумцах, и сколько снисхождения в утверждении о том, что те культуры в основе своей иррациональны по сравнению с нами. Очевидная проблема не в том, что на самом деле они рациональны, а мы — нет, а в том, что мы равно иррациональны во многих догматах, что мы имеем. Другая цитата звучит так: наша культура уникальна в преодолении иррационального. Позвольте привести некоторую статистику из.. исследований…как называется главная исследовательская организация? Кто? Да, опрос Гэллапа. Он самый. Недавний опрос Гэллапа, не знаю как вы, ребята, но меня эти цифры поразили.

25% американцев утверждают, что верят в приведений, 37% верят в телепатию, 47% верят в НЛО, и более 50% американцев верят в дьявола, и что дьявол вмешивается в их повседневную жизнь. Это люди, которые могут голосовать, выступать как присяжные заседатели, управлять автомобилем, принимать решения о медицинском вмешательстве. Я, напротив, занимая аванпост не столь вопиющей иррациональности в этой части страны, поражён, что мы живем в высшей степени иррациональном мире. Всё это ведет нас к заключению, что проблема касается всех цивилизаций, включая западную, через которую также красной нитью проходит признак шизотических расстройств. Мы пронизаны иррациональностью. Некоторые ее проявления на Западе это полнейшая бессмыслица, пришедшая из ниоткуда совсем недавно. Этот фастфуд для нуворишей, эти средневековые крестьяне в джакузи в округе Марин.

Это мир кристаллов, каналов связи и прочей дребедени Но некоторые аспекты нашей западной иррациональности существуют тысячелетия. Они формируют большинство наших ценностей. Мы также ценим тех, кто изобретает подходящие формы иррациональности. Хорошо. Просто чтобы показать, что я не слишком враждебен, и не пытаюсь вовлечь традицию, в которой вырос я сам. Знаете ли, не является признаком хорошего здоровья слышать голоса из горящих кустов. Это вызывающий беспокойство признак, диагностируемый в психиатрии. Не самая хорошая новость, если вы заявляете, что провели ночь, разговаривая с ангелами. Обычно дела плохи, если вы говорите, что общались с тем кто умер и восстал из мёртвых. Это диагностируемые расстройства в нашем секулярном западном обществе.

Все это лежит в основании наших систем верований, будь мы представители западной или не западной культуры. Шизотипические расстройства имели место на протяжении всей истории. Возникает вопрос: кто выдумывает эти идеи? Кто придумал, что мир был создан за семь дней? Или что змеи с яблоками представляют угрозу? Что это возможно, родить и остаться девственницей? Всё это было придумано не собранием и не советом, а исключительно влиятельными и созидательными людьми с шизотипией. Да, мы имеем доказательства из генетики и статистики по приёмным семьям, что этот признак идёт по родословной линии приёмных детей. Это генетический признак. Новые исследования показывают лёгкую тенденцию к увеличенному содержанию дофамина и некоторых других параметров, о которых мы говорили ранее.

Мы видим совершенно условные границы на континууме от крайней шизофрении к шизотипии. Действует та же самая биология, проявляющая себя в различной степени. Еще вопросы? Да, Всё то же самое. Ещё вопрос? Нет. Важный момент в том, что они вряд ли с готовностью будут говорить, также как люди здесь о своём опыте шизотипии. Вам нужен хороший специалист, чтобы вести исследование. Хорошо. Зачем нам это нужно? В чем ценность? Возможно мы вернёмся к этому через пару дней, поскольку это касается и более общего вопроса: зачем вообще заниматься неразрешимыми проблемами, не надеясь получить точный ответ. Мы пытаемся проникнуть в суть фундаментальных проблем. Позвольте я продолжу. Кто же выдумал эти идеи? Обратимся к истории и мы увидим религиозных лидеров, кто изобрёл теологию. Мы рассмотрим также разные типы религиозных лидеров.

Как вы можете видеть, те, кто изобрёл теологию, очень часто использует метамагическое мышление. Как раз то мышление, которое подпадает под категорию шизотипического расстройства. Одна из тем, к которой мы бесконечно возвращаемся в этом классе, это подходящее окружение, подходящий контекст. И это идеальный случай для демонстрации. Вы должны точно выбирать момент манифестации своих видений. Если это голоса, то они должны звучать во время церемонии, а не во время засады на охоте. Вам не нужно слишком много шаманов. Контекст важен. И что мы видели на протяжении истории, западной в том числе, ошибитесь в контексте, и у нас есть название для этой ошибки. Это околорелигиозные группы, мы называем их сектами. Некоторые их формы представлены в нашем обществе. Дэвид Кореш из Уэйко, Джим Джонс из Джонстауна, Чарльз Мэнсон.

Все эти люди были харизматичны и обладали метамагическим мышлением. Высшим достижением каждого из них стало создание секты. Мэнсону была диагностирована шизофрения. К остальным можно применить лишь посмертную судебную психиатрию. Что мы видим? Неверный контекст и мы называем это сектой, верный контекст, правильное время и место, и может быть на протяжении следующей пары тысячелетий люди не будут ходить на работу на ваш день рождения. Обстоятельства имеют значение. Те же самые особенности в других обстоятельствах, выражаясь словами Крюгера, не принимаемые обществом, считаются психическим отклонением. Напомню, что важен не только контекст, (отвечая на вопрос, который задали ранее), но и тот факт, что каждое человеческое сообщество имеет сильную потребность в определенном количестве этих людей. Важно количественное соотношение. Хорошо.

Роберт Сапольски

Развивая эту тему, перейдем к другой проблеме. Поговорим об основах религиозных верованиях. Базовые догматы, нет бога, кроме одного….Аллах…любой пример… Троица…я тот, кто я есть…любая из этих переменных. Это строительные блоки, основание для любой религии. Но религия зачастую имеем много других вещей. Мы имеет очень современный, вестернизированный взгляд на религию. Религия чаще всего ассоциируется с общиной, в которую попадает неофит, она также мотивирует на хорошую работу и поведение. На протяжении большей части истории, однако, религия, в своей очень ортодоксальной версии, была связана с проведением ритуалов. Ежедневное проявление ритуального поведения в контексте религии. Это подводит нас к следующему предмету обсуждения.

Есть хорошая цитата о ритуале как основе религии у Генри Уорда Бичера, брата Гарриет Бичер Стоу, известного протестантского проповедника в Новой Англии в 1830-х «Религия — это каждодневный хлеб, а не торт по субботам» Понятие о том, что религия состоит из рутинных действий, бог в деталях…Посмотрим на религию не в большом масштабе, где нам даются догматы о количестве богов, девах, рождающих пророков, говорящих с горящими кустами, но напротив, в малом масштабе ежедневных практик. Что тут интересного? Другой подтип, другая умеренная форма психического расстройства, которая проявляет себя удивительным образом, окажись она в подходящих условиях. В этот раз не в сфере «большой теологии», но в рамках повседневных ритуалов. Этому заболеванию мы не уделяли до сих пор много времени в нашем классе.

Я уверяю, что на регулярной основе каждый из нас сталкивается с периодами беспокойства, необходимостью доделать работу в крайний срок, или пройти собеседование. Вы очень встревожены, вы садитесь за стол и пишите эссе, но перед этим вам нужно найти свою любимую ручку, нужно поправить стопки бумаг, расположить всё в верном порядке. Наконец вы заканчиваете, отправляете заявление по почте, перепроверяете, снова и снова, лежит ли письмо в ящике, это очень важно. Если никого вокруг, вы проверяете снова. Сзади и спереди. Мы все так делаем. Ну, может быть не все, я только себя застыдил… Но могу поспорить, большинство из нас так делают. Мы впадаем в навязчивую суетную активность в моменты повышенной тревожности. В голове начинают крутиться назойливые мысли, которые просто вторгаются в наше сознание без видимой причины, затмевая ясность мышления.

Это просто сводит меня с ума, и я не могу остановиться. Например, сегодня я делал бумажную работу, которая требует обстоятельного раздумья и анализа данных, и я не продвинулся ни на йоту, поскольку, по какой-то причине всё утро у меня в голове крутилась чертова мелодия из телепузиков. Я не могу это остановить. Особенно тот момент, где Ляля выскакивает и говорит : «Ла-ла!». Мило, но я не могу ничего поделать. Я не понимаю, что происходит. Я не планировал потратить в пустую время на телепузиков, но мелодия иногда застревает в твоей голове. Ты идешь по лестнице и не можешь прекратить считать ступеньки. Мы делаем это. Мы все это делаем. И чаще всего это происходит в моменты беспокойства и тревоги. Мы как бы накладываем эту произвозьную, бесполезную структуру на те ситуации, где вам кажется вы идете по зыбучим пескам.

Это своего рода адаптация к тревожному состоянию. Поговорим о самом психическом расстройстве, при котором люди делают это постоянно. И это не просто мешает проделывать некую работу, требующую концентрации, это расстройство, которое абсолютно разрушает вашу жизнь. Это ОКР — Обсессивно-конвульсивное расстройство. Крайняя форма имеет очень мало общего с нашей повседневной активностью, когда мы поправляем бумаги, ищем нужную ручку, перепроверяем почтовый ящик, напеваем мелодию в голове. Это намного полномасштабней. Это настолько губительно, что трудно себе представить. Жизнь людей с ОКР представляет жалкое зрелище. Расстройство вынуждает человека проводить 6 часов в день моя руки. Одной из главных характерных черт заболевания является повышенная озабоченность гигиеной. Ощущение, что вы постоянно в чём-то испачканы. 6 часов мытья рук.

Это люди, которые не могут удержаться на работе. Их браки распадаются, отношения с окружающими портятся безвозвратно. Просто потому, что они не могут перестать мыться. Есть одна книга под названием «Мальчик, который не мог перестать мыться», в которой рассказывается о трудновообразимом ритуализме постоянных водных процедур. Эти люди носят семь видов антибактериального мыла. Действия должны выполняться в строгой последовательности, с определённой температурой воды, Первый уровень мытья, затем нужный тип полотенца, который затем должен быть вынесен за пределы ванной, затем следующий уровень мытья.. всё это наконец заканчивается через два часа, человек собирается выходить, чтобы продолжить работу или другое занятие, и по пути задевает локтём дверь. Всё приходится начинать сначала.

Вы можете сказать ему: «Вы пропустите собеседование и не получите свою работу!» На что вам ответят: «Я знаю, но я просто не смогу нормально двигаться…этот локоть…он грязный.. я могу случайно дотронуться до него рукой, а потом это попадёт на лицо, я должен начать всё заново. Я и так ничего сегодня не успею, мне нужно отмыть мои руки». Так они возвращаются и проводят свои часы за мытьём. Люди с ОКР тратят половину утра только лишь моясь. В их головах постоянно циркулируют ряды чисел, навязчивые мелодии, назойливые мысли, Они не могут перестать думать: что если я не остановлю машину перед следующим знаком? Что если я задавил пешехода? Это навязчивая идея не задел ли я кого, пересекая улицу. Я должен вернуться и проверить. На месте никого не оказывается, но он проезжает ещё пять миль: может он опрокинулся в кусты?

Я должен проверить всё досконально. Такие люди не могут покинуть свой дом. Они запирают дверь на замок, но затем возвращаются, чтобы убедиться, точно ли он заперта, не оставлен ли газ и свет включенными. Это сковывает вас по швам. Что если я задел сидящего рядом пока наклонялся? Что если кто-то убьёт моих близких? Вы не можете перестать думать об этом. Они не могут покинуть или придти в какое-то место, поскольку считают, что оно окружено каким-то магическим полем, и чтобы проникнуть в него, вы должны постучать по стене определенное количество раз. Без этого зайти в комнату невозможно. Чтобы выйти нужно другое количество стуков и потрясывание левой ногой. Совершенно надуманные, произвольные условия. Нумерология. Эти люди не могут приступить к еде до тех пор пока посуда не расставлена абсолютно симметрично. И она никогда так не расставлена.

Ритуалы вхождения и выхода из комнаты никогда не делаются верно, и они определенно не могут войти в класс, если количество шагов отсюда до двери нечётное. Всему приписываются математические свойства, и они никогда не бывают точны, поэтому вы должны всё повторять сначала. Обратим внимание на то, что я указывал ранее. ОКР это тревожное расстройство. Это патологическая попытка наложить структуру и предсказуемость на существующую реальность. Попытка контролировать сложный мир, в котором ощущается неопределенность и тревога. Совершенно устрашающая форма ОКР, о которой я слышал, это паттерн фиксированного действия, который известен в этологии. Мы все знаем примеры таких паттернов, когда собака пытается улечься поудобней, совершая круговые движения, затем встаёт и снова делает круговые движения. Иногда это длится довольно долго.

И вы можете видеть, сама собака уже не хочет этого делать, но еще 30 секунд проходит прежде чем этот паттерн поведения наконец завершается, и собака ложится. При ОКР этот паттерн никогда не прекращается. Человек ворочается под одеялом, не в силах остановится и успокоиться. Он просто поглощён этим навязчивым ритуалом. Мы видим абсолютную беспомощность. Хорошо. Тут у нас пример обсессивной веры, свойственной нам всем. Кто-нибудь знает, что это? Ладно, я скажу. Это спутниковая фотография подноса с воздушными рисовыми хлопьями. Вы входите в комнату, это выглядит так, и через пару минут почти каждый из нас исправит это, чтобы это выглядело так. Мы чувствуем эту необходимость взять нож и отрезать край. Хорошо, позвольте спросить. Кто из вас так делает? Я уж точно так делаю. Хорошо. Кто отрезает этот кусочек, потому что… это всё равно не повлияет на вашу диету?

Пара поднятых рук. Как много из вас отрезает, потому что это уменьшает периметр хлопьев, а значит они дольше останутся свежими? Хорошо. Это проблема. Кто из вас делает это, просто потому что что-то толкает вас, вы просто должны взять и выровнять этот край? И да, это самая частая причина. Но затем вы видите небольшую выпуклость тут и отрезаете снова и снова. Мы все так делаем. Если бы вы резали его круглые сутки, ничего бы не осталось. Что поразительно в людях с ОКР, они никогда не могут последовательно выполнить те действия, что я сделал. У них нет понимания. Человек не говорит: помогите, со мной что-то не так, я вынужден мыть руки 6 часов в день. Он говорит: помогите, со мной что-то не так, я не могу отмыться, я постоянно испачкан, всё, к чему я прикасаюсь, делает меня ещё грязнее. Нет понимания.

Хорошо. К чему всё это? Наша современная, секуляризованная версия религии. Основным её назначением сегодня является консультация по жизненным вопросам, объяснение молодожёнам всей серьёзности их решения во время брачной церемонии, утешение людей, перенёсших утрату близких, настрой на честную работу. Но религия не всегда имела такое назначение. Зачастую религиозные лидеры не имели психических отклонений и не побуждали окружающих к честной работе. Зачастую это были лидеры крестовых походов или те, кто мог красочно описать рай и ад. И не менее часто это были люди, кто был хорош в проведении ритуалов. Это ещё одна сторона религиозной практики на протяжении истории. Самые пламенные, изощренные в проведении ритуалов становились лидерами. Я хочу, чтобы вы почувствовали масштаб, поскольку я сам был шокирован, начав углубляться в эту проблему.

Начнем с примеров, малознакомых для большинства из нас, затем перейдем к тем, что нам ближе. Возьмём ортодаксальный индуизм и посмотрим на поведение брахманов. Брахманы посвящают всю свою жизнь религиозной практике. Самые преданные из них посвящают 6 часов в день очищающим ритуалам. Сюда входят детальные правила о том, какую руку нужно мыть сначала, в каком порядке, сколько раз каждую в отдельности, сколько раз вместе. Последовательность промывания водой одной и другой стороны полости рта. Набор правил для того, как ложиться в кровать, на что смотреть вставая, в какую сторону смотреть при дефекации. Набор правил для входа в храм, и для выхода из храма, сколько вдохов делать каждой ноздрёй во время молитвы. Вы закрываете одну ноздрю для одной молитвы, затем другую — для другой. Каждый шаг старательно предусмотрен.

Количество еды, положенное в рот за раз, количество движений челюстью, количество молитв за день, последовательности магических чисел: всё это разжёвано до предела. Дни ортодоксальных брахманов проходят в этой рутине. Хорошо. Следующий пример. Ортодоксальный иудаизм. Вопрос? Отлично. Подождите немного, мы к этому вернёмся. Это превосходный вопрос. Почему это связано именно с чистотой и приготовлением пищи? Спасибо. Почему бы нам не сделать перерыв в 5 минут. Вы можете взять раздаточные материалы. Множество мнений и мыслей на этот счёт. Как я уже говорил два дня назад, это провокационная тема, используйте веб сайт этого курса, оставляйте свои мнения там. Люди часто имеют твёрдую позицию, зачастую интересную, используйте возможность вести диалог. Пара самых последних вопросов: Почему люди с ОКР не могут примириться со своей беспомощностью?

Всё потому что ими движет уверенность, что еще один раз, скажем, 18 вместо 17, и ситуация станет идеальной. Вы все время рассчитываете: нужно не только 6 часов мытья, но и соблюдение других предрассудков: поплевать через плечо и прочее. Вы постоянно просчитываете следующий шаг. Теперь перейдем к вопросу преимуществ умеренной формы ОКР. Мы обсуждаем заболевание в религиозном контексте, но я должен отметить, что в секулярном контексте это даёт огромные преимущества. Благодаря умеренной форме ОКР вы можете попасть в такое место как Стэнфорд. Это дает вам склонность к дисциплине и пунктуальности. Попади такой человек в нужное окружение бла бла… Об этом мы говорили. Хорошо, вернемся к теме. Ортодоксальные брахманы совершенно одержимы ритуальным поведением. Ортодоксальные евреи.

Поразительное количество предписаний касательно приготовления пищи, законов кашрута, сроков между принятием одного и другого типа пищи.. Если вы случайно смешиваете несовместимую еду в одной посуде, есть ритуал по её очищению, который состоит в помещении этой посуды в грязь на месяцы. Специальные молитвы для этого ритуала. Правила вхождения и выхода из синагоги, включающий обряд символического касания дверного косяка. Разного рода магические числа. Число 18 имеет магическую силу в ортодоксальном иудаизме. Оно основано на количестве повторений молитв. Шали для молитв имеют шнурки на конце, в которых 18 узлов, и которые нужно тянуть определенное количество раз. Вот ещё один поразительный пример ритуализма. Эти числа имеют магическую силу в ортодоксальном иудаизме.

Вы заметите, что 365 — количество дней в году, 248 — количество костей у человека, как верили в средние века. Вместе 613. Согласно священному писанию существует 613 правил для каждодневного исполнения. 365 запретов, 248 предписаний. Преобладание запретов заставило одного очевидно депрессивного раввина сказать, что лучше бы мы не рождались, поскольку намного легче всё испортить, делая что-то. Мы видим во всём этом явный ритуализм. Число запретов равно числу дней в году, число предписаний — количеству костей в теле. 613 — магическое число. Хорошо. Откуда они взялись? Очень часто в религиозных ритуалах число имеет символическое значение, потому что это облегчает обучение. Не случайно общества с десятеричной системой исчисления пришли к 10 заповедям. 10 заповедей запомнить гораздо легче, чем 9 или 11. Почему выбраны эти числа? — вы спросите.

Есть определенный перечень вещей, которые бог хочет чтобы мы знали. Количество дней в году для запретов, количество костей — для правил поведения. Отличное правило для запоминания. Но что самое удивительное — никто не знает правила. Вы просматриваете тысячи страниц текстов, написанных столетия назад, и не находите правил. Многие раввины зарабатывают на жизнь рассуждая о том, что означают эти цифры. Другими словами, сами цифры важнее, чем содержание. Содержание не столь критично, как факт, что чем бы это ни было, это составляет 356 запретов бога. И чем бы это ни было, есть 248 данных богом правил поведения. Числа, приписываемые богу тут гораздо важнее контекста. Классическая обсессивная нумерология. Ещё пример. Традиционный ортодоксальный ислам. И тут мы также находим детальные правила о дозволенной пище, пище, принимаемой в первую очередь.

Правила вхождения и выхода из священного места, усложнённые водные процедуры, правила ополаскивания рта, касательно того сколько раз набирать в рот воду, какую руку мыть сначала. Те же правила, то же самое, как у человека с ОКР во время мытья. Ясно даются предписания не трогать свой пенис после очищающих процедур, иначе всю последовательность нужно будет проходить сначала. Магические числа рассматриваются как обладающие силой. 7 и 10, 70 и 100 имеют магическую силу в исламе. К ним даются конкретные, точные инструкции. Мухаммед писал, что молитва человека, который молится с чистыми зубами, дойдет к богу в 70 раз скорее, чем того, кто зубы не чистит. Великое множество подобных рекомендаций. Самым знакомым примером для вас будет ортодоксальное христианство. Молитва на четках. 3 здесь магическое число.

Точные предписания касательно количества повторений молитв. Правила выхода и входа в церковь. Даже те религиозные группы, что содержат меньше всего обрядов, и кажутся наиболее здравомыслящими, скажем, Лютеране, имеют молитвы, которые нужно произносить по чётным и нечётным годам. Все формы ортодоксии пронизаны ритуалами касательно мытья тела, приготовления пищи, посещения священных мест и нумерологией. Абсолютно идентичный список мы находим при ОКР. Фрейд 100 лет назад замечательно высказался по поводу обсессивно-компульсивного расстройства. Он описывал его как индивидуальную религиозность, а религию — как всеобщее обсессивное понуждение. Он почти не разделял эти понятия. Вы можете думать, что я, стоя тут, патологизирую религию с точки зрения психиатрии, но к тому же выводу приходили религиозные лидеры на протяжении столетий.

В 15 веке святой Лойола. Святой Игнатий Лойола. Он написал большой трактат о всех скрупулёзностях. Скрупулёзность стало устаревшим словом в английском языке. Но его антоним используется (unscrupulous). Быть скрупулёзным значит иметь скрупулёзность. В те времена это значило исполнение религиозных ритуалов ради самих ритуалов. Так называли людей, думающих не о содержании, а о самом процессе. Он написал этот трактат, обращаясь к священникам с тем, чтобы они были внимательны к таким людям. К неофитам, кто излишне набожен, кто исполняет обряды не думая об их смысле. Работа священника должна быть в том, чтобы опознавать их и доносить им этот смысл. Паства не должна исполнять ритуалы впустую. Всегда была опасность обнаружить таких людей. В Талмуде мы находим то же самое.

Есть предписание, согласно которому, когда вы читаете священную книгу иудаизма Тору, вам нельзя знать ее наизусть. Вы должны вдумываться в слова, а не читать их поверхностно. В исламе сам Мухаммед писал, что молитвы людей, не вдумывающихся в свои слова не засчитываются. Религиозные лидеры столетиями, тысячелетиями осознавали влияние ритуалов самих по себе, поэтому предупреждали своих сторонников быть внимательными к содержанию. Ритуал со своими числами, правилами и запретами может стать самодостаточен. Вопрос? Именно. Это был момент перехода…говоря о шизотипии.. намного больше сходства с большими строительными блоками религии, духовностью..каковы наши военные принципы, во что мы верим: вы всегда подчиняетесь приказам или только когда согласны… какие ценности более важны…

Но это, напротив, относится к области религиозной практики, ортодоксальной практики. Совершенно другая тема. Что ж, к чему я веду? Я подчеркиваю однотипность симптомов. Вся эта идея о том, что 6 часов компульсивного мытья рук каждый день в секулярном контексте называется ОКР, и это разрушает вашу жизнь. Вы не можете функционировать как полноценный член общества, вы психически больны. Но если то же самое происходит в нужном контексте, это поощряется, уважается и ставится под защиту. Ритуалы нужны не для того, чтобы сублимировать своё психическое расстройство, это не способ избавиться от тревоги. Это очень важно. Когда люди проводят обряды, они не освобождаются от тревоги, они ей делятся. Делятся во времени и пространстве со всё большим числом людей. Это всё равно, что взять безымянный страх и дать ему имя.

Имя влечёт за собой разнообразные правила для угождения страха. Тревога таким образом не проходит, а лишь разделяется с другими. Теперь от понятия о том, что в разных условиях те же самые особенности психики могут улучшить или разрушить вашу жизнь, сделаем ещё один шаг вперед. Вопрос? Конечно. Определённо нет. С этой точки зрения можно говорить лишь об одном аспекте. Мы всё еще не ответили на вопрос, что был задан ранее. Могут ли быть экологические причины для существования ритуалов мытья и приготовления пищи. Мы скоро до этого дойдём. Но вы подняли другую проблему: может быть всё это для взращивания чувства сопричастности. Но это отправляет вас к более раннему вопросу: почему люди в сообщесте должны чувствовать себя лучше? Почему все мы должны чувствовать себя лучше, исполняя ритуалы?

Пересчёт ступенек и перепроверка заявления в почтовом ящике. Почему нам даже лучше, когда мы делаем всё это вместе? Вы совершенно правы. Это подразумевает объединение людей в группу с характерными особенностями. Почему же это работает? Почему это вызывает отклик? Зачем нам нужны шаманы? Зачем разделять с другими одни и те же обычаи? Почему 18-летние подростки по всему миру постоянно пытаются изобрести ритуалы, которые показывают: «Я не имею никакого отношения ко всем этим людям, и в особенности к постоянно смущающим меня родителям!» Зачем это отделение? Почему индивидуализация идёт рука об руку с нуждой в сообществе, состоящим из таких же как я? И это в каком-то смысле подводит нас к другой проблеме. Посмотрим на другой масштаб применения ритуализма. Без сомнения, самая странная история, которую написал Франц Кафка называется «Голодарь».

Это история артиста, демонстрировавшего голодовку. Он приходил в город, забирался в клетку и развлекал таким образом публику. Люди ходили и смотрели на то, как он голодает. На первый взгляд рассказ выглядит как странное иносказание, до тех пор пока вы не узнаете, что в средние века действительно были такие артисты, ходившие по европейским городам и устраивавшие такой перформанс в ритуальных целях. Мы видим тут следующий уровень исполнения ритуалов и людей, кто был хорош в этом деле. Еще раз, что из себя представляют религиозные лидеры? Сегодня мы думаем о них как о тех, кто обладает сочувствием, кто внушает людям важность добра, кто утешает в минуты несчастий. Но иногда, опять же, это те, кто превосходен в исполнении обрядов.

И когда мы смотрим на историю религии, мы видим не только восхваление потенциально могущих испортить вашу жизнь обсессивных обрядов, но и зарабатывание таким образом на жизнь. Были те, кто достаточно вознаграждался за их исполнение. Несколько примеров. Начнем с традиционного индуизма. Существует такая мантра под названием Гаятри-мантра. В традиционном брахманизме вы должны произнести её 2,4 млн раз за свою жизнь. Это гарантирует вам удачную реинкарнацию. Стареющие индустриальные магнаты, обеспокоенные нехваткой произнесённых за свою жизнь мантр, чувствуя, что их время подходит, нанимают толпы брахманов, чтобы они произнесли 2,4 млн мантр за них. Есть специальное правило, что нанять нужно 240 человек, каждый из них произносит…10 тысяч? 100 тысяч? 10 тысяч. Каждому достается одинаковое задание.

Также есть правила для их вознаграждения и для празднования окончания молитв. Вы просто нанимаете людей, чтобы они устроили вашу загробную жизнь. Переключимся на иудаизм. Правила для приготовления пищи. Вы можете устроиться на работу по ритуальному приготовлению пищи. Есть первый уровень: те, кто зарабатывает, проверяя соответствие пищи стандартам кашрута. Убивают животных по обряду и прочее. Есть второй уровень: те, кто смотрит за теми, кто готовит еду. Некоторые раввины зарабатывают на том, что сидят на скотобойне и следят за тем, чтобы животных убивали согласно обряду. Они ничего не делают своими руками. Вся их работа состоит из наблюдения. Вы можете делать обезжиренные хот-доги с тофу, пока старейшина будет смотреть за процессом с удовлетворённой улыбкой. Эти ребята зарабатывают деньги таким способом.

С другим примером вы вероятно хорошо знакомы из американских будней. Выпуск из колледжа, открытие нового городка, что угодно…и что происходит? Местный священник приглашается для совершения обряда дабы обозначить знаковый переход сообщества людей в новое состояние. Мы смотрим на это как на обыденность: да, ведь это его работа! Но в том-то и дело. Он зарабатывает на жизнь ритуалами. Вы можете делать эту работу сегодня параллельно со страхованием здоровья, оформлением пенсий, 401(k) (не облагаемый налогами пенсионный фонд) Это такой же способ заработка. Рассматривая историю религий, внезапно мы видим примеры тех, кто тратит всё своё время ритуально моя руки во благо сообщества, и тех, кто работает в поте лица, чтобы прокормить двоих вместо одного.

Есть такой замечательный научно-фантастический роман, который поразил меня в том смысле, что он реально ужасно написан, почти также как у Айзека Азимова. Но в нём содержится блестящая идея. Книга называется «Ксеноцид» автора Орсона Скотта Карда. Это, как всегда, мультипланетарная империя, и эта империя зла обнаруживает особых людей на некой планете, которые были биологически склонны рождать интеллектуально одарённых личностей, и начала выяснять, в чём причина. Может пренатальное окружение? Нужно выяснить, поскольку существует опасность появления революционеров, способных разрушить империю. Что же они сделали? Они изобрели вирус. Вирус, который вызывал обсессивно-компульсивное расстройство. Они инфицировали группу людей на этой планете, вирус внедрился в ДНК и смог передаваться по наследству.

Через некоторое время масса народу оказалась парализована ОКР, выдавая свои ритуалы с числами и прочим за религиозный опыт. Через несколько поколений эти люди образовали класс духовенства, который сидел на месте, исполняя свои обсессивные обряды. Остальная же часть населения не смела и думать о революции, поскольку всё их время уходило на прокормление священников. Общественная жизнь была парализована под влиянием одного класса, который не делал ничего кроме проведения ритуалов. С того момента планета перестала быть поводом для беспокойства империи. Мы видим, что деятельность священников должна поддерживаться ценой труда других людей. Есть показательный исторический пример, подтверждающий этот тезис. 16 век, августинский монах, которого звали Лютер, оставил много рукописей после себя. Это классический пример.

Он был единственным сыном очень агрессивного и жестокого отца. Есть подозрения, что он однажды убил кого-то в ссоре. Сын до смерти его боялся, поэтому был послушным. Очень тревожный, болезненный молодой человек. Однажды на прогулке в чистом поле его застала гроза. В приступе панической атаки он клянётся стать монахом в случае, если переживёт этот шторм. Он выживает, становится монахом. В период послушничества он поражён строгой выучкой, которую проходили в монастыре. Перед своей первой мессой он падает в обморок, боясь провести обряд неправильно. Месса длится в три раза дольше, чем предполагается, поскольку ему приходится начинать всё заново. Он был уверен, что что-то напутал, поэтому тратит 5 часов в день на исповедь своему наставнику и советчику… Это парень, который жил в монастыре. Ему не выпадало и шанса нагрешить.

Но 5 часов в день он повторяет: «Когда я произносил эту молитву, я недостаточно её осмыслил, но произнёс ее по памяти. Когда я делал то, я недостаточно думал о том. Я уверен, что не могу достаточно отмыть свои руки перед этой молитвой. И то я сделал неправильно, и бог гневается на меня». И наконец его пожилой наставник в раздражении высказал одну из самых поразительных современных психоаналитических идей, которую можно только представить. Он сказал: «Хватит уже! Бог не зол на тебя! Ты по какой-то причине зол на бога! Богу безразлично, сколько раз ты моешь свои руки!» И тот факт, что он мылся часами действительно зафиксирован в рукописях. Прямая его цитата звучит так: «Чем больше я моюсь, тем грязнее я становлюсь». Это ОКР. И почему мы знаем об этом человеке так много?

Потому что 500 лет спустя мы знаем его не просто под латинским именем Лютер, а под известным именем Мартин Лютер, основатель протестантизма. Это были значимые события в его жизни. Ему удалось использовать свой недуг для осуществления одного из самых влиятельных событий последнего тысячелетия в Западной Европе. Он тот, кто обернул свой недуг в самое вопиющее неповиновение своему Отцу, которое кто-либо демонстрировал в истории католицизма. И это был человек, пораженный обсессивно-компульсивным расстройством. Что ж. перед нами встаёт другой вопрос: кто придумал стучать по дереву на удачу? Кто был тот индус с навязчивой идеей о числе 24? Или еврей с числом 18? Кто начал верить, что бог был зациклен на количестве костей в теле человека? И почему именно столько вещей вы должны делать?

Очевидно, что человек с ОКР мог найти убежище в религии, а при удачных обстоятельствах и заработать на жизнь. И есть основания полагать, что люди с сильными освессивно-компульсивными наклонностями имеют отношение к изобретению всех этих правил. Мы возвращаемся к проблеме, поднятой ранее, Почему все ритуалы должны быть похожи? Вы смотрите на запреты, скажем, в иудаизме. Более 200 из них касаются приготовления пищи и очищения. 4 самых важных ритуала при ОКР соответствуют 4 главным ритуалам всех этих религий: очищение тела, приготовление пищи, вхождение и выход из значимых мест и нумерология. Числа. Почему так? Мы имеем два объяснения. Первое, мы наблюдаем как бы схождение. Это не случайность, что люди ритуально озабочены чистотой своего тела, и что их еда правильно приготовлена. Я подозреваю, что это имеет место.

Но я также полагаю, что подобные случаи, как с Мартином Лютером, дают явно понять, что религиозные обряды придумывались личностями с диагнозом ОКР. Может, не в самой крайней форме, но 5 часов мытья рук в день и ещё 5 часов исповеди о том, что руки были не отмыты, указывает на достаточно серьёзную степень болезни. Исторически вы видим, что самые разнообразные личности изобретали ритуалы. От 1 до 10% населения имели и имеют ту или иную степень ОКР. Я предполагаю, что в периоды религиозных и культурных кризисов, в периоды гонений, когда текущие институты перестают работать, нужный человек, в нужное время выходит на свет и говорит: «Вот так я приватно чествовал нашего бога все эти годы, и я хочу, чтобы вы это видели». В нужном месте и времени это срабатывает, и обряды становятся всеобщими.

Я хочу отметить, что ни одна из этих идей не является моей личной, за исключением гипотезы происхождения ритуалов из ОКР. Эти параллели между шизотипией и метамагической основой теологии были замечены уже десятилетия, столетия назад. Параллели между обсессивно-компульсивным расстройством и ритуализмом в ортодоксальных религиях. Ключевой момент, что в одних условиях это разрушает вашу жизнь, а в других условиях, в нужном контексте это даёт вам власть и уважение. Вопрос? Замечательный вопрос. Будут ли отличаться типы ОКР в зависимости от разности культур, их секулярности, наполненности ритуалами каждой религии. Скажем, в епископальном католицизме гораздо больше обрядов, чем у лютеран, квакеров или унитариев. Можно ли ожидать различие в типах? Конечно. Я не знаю, проводились ли исследования, но это именно то, чего следует ожидать.

Следуя тому же примеру, можно ли ожидать различия в проявлениях депрессии в зависимости от религиозности? Мы видим вопиющую разницу. Самым здравым решением в твоей жизни может стать посвящение себя религии. Стать высоко религиозным. Это надёжная защита от любой депрессии. Это увеличивает вашу продолжительность жизни, уменьшает факторы риска, вы с меньшей вероятностью выпиваете лишнего и всё такое. Главный же момент состоит в том, что всё благо для здоровья из религии вы получаете из-за причастности к сообществу. Ранее был задан вопрос о религиозности и духовности. Этот тот момент, когда нужно разделить эти понятия. Если духовность персональна, вы не принадлежите ни к какому сообществу, и пока не известно, приносит ли это благо для здоровья. Но исследования религиозности точно подтверждают, что это самая мощная профилактика депрессии.

Повторите все пункты прошлой лекции: контроль, предсказуемость, объяснение и результат, и вы увидите, как религия подходит под все параметры. Хорошо. Еще пара мыслей на тему соотношения биологического явления поведения и паттернов религиозной веры. Вернёмся к тому, о чём мы говорили ранее в этом курсе. Возьмём голодного голубя, поместим его в клетку, и вместо бихевиористского эксперимента, где голубь должен был нажимать на рычаг, чтобы получить пищу, он будет получать её случайным образом. Что мы получим? Голубь изо всех сил будет стараться уловить закономерность: что он сделал такого, что пища появилась? Если голубь достаточно голоден, если награда достаточно большая, и достаточно случайная, то голубь начинает думать, что что бы он ни сделал перед этим, это было причиной вознаграждения.

Тут мы внезапно имеем условия для появления предрассудков. Мы способны заставить голубя делать самые диковинные ритуалы, снова и снова, заставляя его верить, что это причина появления пищи. Если же делать то же самое с несколькими голубями в одной клетке, через несколько дней каждый из них выработает свой собственный ритуал, основанный на вере в то, что чтобы получить пищу, я должен делать Икс. Навязанное суеверие. Это термин, используемый в психологии. Часто спрашивают, метафора ли это, или неудачное сравнение? И что такое суеверие? Возвращаясь к ранее заданному вопросу, почему существует потребность в шаманах, почему обществу нужно что-то подобное? Всё потому что мы пытаемся объяснить необъяснимое. Мы пытаемся найти связи между вещами, которые могут никак не ассоциироваться друг с другом.

В целом суеверие стоит на том, насколько прочная связь между причиной и следствием вам нужна, чтобы поверить, что причина и следстие имеют место. Все сводится к статистическим соотношениям: если вы позволяете себе верить в то, что ваша молитва могла быть услышана, но не в этот раз, поскольку вы были недостаточно сконцентрированы, вам нужно было молиться более беззаветно, то у вас есть система, которая оправдывает связи, которых на самом деле может и не быть. Нейробиология открывает другую сторону этой проблемы: возьмём для примера мышей и повредим их гиппокампус. Что мы получим? Проблемы с определением причинно-следственных связей. Вывод? Мое следующее предложение должно прозвучать провокационно: мыши с поврежденным гиппокампусом легче поддаются навязанным суевериям.

С повреждённым гиппокампусом у вас уменьшается способность точно различать причину и следствие. Вещи, статистически отдалённо связанные или не связанные вовсе… повредите этот участок мозга у мыши, и она легче поддается суеверному поведению. Тут же напрашивается мысль о том, какие последствия может повлечь за собой ужасное поражение этого участка, или напротив, идея того, что мы все отличаемся количеством нейронов в гиппокампусе, уровнем энзимов и прочей биологией, которая различается от одного индивидуума к другому. Последнее заболевание, которое может показаться интересным. Есть определённый тип эпилепсии, при которой кое-что происходит с вашей системой верований. Это одна из характерных особенностей этого типа. Эпилептические припадки характеризуются тем, в какой части мозга они зарождаются. Эта эпилепсия возникает в височных долях.

Они включают в себя гиппокампус и минделевидное тело. Это большой участок лимбической системы. Височная эпилепсия. Около 30 лет назад невролог Гешвинд, выпускник Гарварда, вероятно самый влиятельный невролог 20 века, опубликовал статью, впервые описав индивидуальность с таким заболеванием. В ней содержался перечень личностных черт, характерных для людей с височной эпилепсией. Опять же, не обязательно каждый человек с этими качествами имеет эпилепсию, и не обязательно эпилептик имеет все эти качества. Это статистика. Что мы видим при этом заболевании? В первую очередь, человек становится крайне серьёзен и не имеет чувства юмора. Хорошо. Тут можно возразить: я бы тоже стал серьёзен и перестал шутить, будь у меня эпилепсия. Однако, тут учтено сравнение с другими формами эпилепсии сопоставимой тяжести.

Это особенность именно височной эпилепсии. Вы становитесь серьёзным. Следующая характерная черта — неофобия. Вы боитесь всего нового. Вам нравятся лишь знакомые вещи. Тот же узкий круг друзей, тот же относительно ограниченный опыт. Хорошо, если бы у меня была эпилепсия, у меня бы тоже был своеобразный образ жизни, но опять же, учитывались другие формы болезни. Следующая вещь весьма странная. Это называется гиперграфия. Люди с височной эпилепсией начинают обсессивно писать. Они чувствуют необъяснимую нужду что-то записывать. Четвертая особенность самая интересная из всех. Это обсессивный интерес в религиозных и философских вопросах. И это не те люди, у которых случаются бесконтрольные, постоянные приступы. Напротив, приступы достаточно редкие и поддающиеся контролю с помощью медикаментов.

И да, если бы у меня была эта болезнь, я бы стал замкнутым…но еще раз повторюсь: всё сравнивалось с другими формами эпилепсии. Классический пример такого пациента, это когда он встречает нового невролога и говорит: «Здравствуйте! Приятно познакомиться! Я уверен, что пациент не должен быть просто набором симптомов, поэтому я подготовил 60 страниц моей философии и смысла жизни». На следующей неделе он приносит еще 40 страниц дополнений и поправок. Вот как это бывает. Есть удивительная история, демонстрирующая не то, как вы становитесь религиозным, но то, как вы становитесь заинтересованы в религиозных и философских вопросах. Это было вероятно вскоре после публикации статьи Гешвинда. Однажды в лечебном заведении, где он вёл своих интернов, один из них консультировал пациента, мальчика 13-ти лет с височной эпилепсией.

Затем они с Гешвильдом обсуждали как мальчик переносит медикаменты и как себя чувствует, и вдруг он заявляет: «Кстати, я только что прочитал вашу статью об индивидуальности. Ребенок ну совсем не подходил под эту роль. Ничуть. Очевидно он хочет показаться взрослым и умнее своих лет.» Гешвинд ему отвечает: «В самом деле? Как вы это выяснили?» А тот говорит: «А так, что я спросил мальчика, верит ли он в религию, и он ответил нет». Гешвинд взрывается и кричит: «Идиот! Прочь с дороги!» Врывается в коридор, а затем в палату мальчика. Все взволнованные толпой идут за ним. Гешвинд говорит: «Здравствуйте, я доктор Гешвинд, мы должны провести небольшой неврологический экзамен». Он спрашивает мальчика про бейсбол и другие занятия, а потом невзначай спрашивает: «Вы религиозный человек?» Мальчик отвечает: «Нет».

Затем Гешвинд задает решающий вопрос: «Правда? Как так вышло?» После чего этот 13-летний ребенок выдаёт часовую лекцию о внутренних несостыковках в нагорной проповеди Иисуса и об эпосе Гильгамеша, и о критике Христа Бертраном Расселом.. Гешвинд просто молча выходит из палаты, измученный выслушиванием ребенка в течении часа. Это не религиозность, это очарование самим предметом религии. На заре судебной неврологии вышла в свет одна статья, где один невролог спекулировал на тему исторических личностей, возможно имевших височную эпилепсию. Таким человеком был Святой Павел, чьи приступы были задокументированы. Он не был особо шутлив и писал как помешанный. Естественно, он имел большой интерес к философским и религиозным вопросам.

Всё это отлично, но на тот момент не было возможности объяснить всё это 30-секундными приступами в височной части мозга раз в полгода, которые ведут к интересу в философии и религии. В конце раздаточных материалов я ссылался на роман, который был опубликован пару лет назад. Он называется «Бессонница». Потрясающий роман автора Марка Солзмана, рассказывающий о монахине, ведущей удручающий образ жизни. Это не та доля, на которую она надеялась: в основном она выполняла пустые ритуалы. Но в последние свои годы к ней стали приходить видения. Это стало самым волнительным событием в её жизни. Она должна была признать, что стала своего рода звездой своего монастыря после долгого пренебрежения в свой адрес. Люди начали писать книги о видениях монахини, народ приходил посмотреть на неё.

В середине романа становится известно, что у неё обнаружена опухоль в височной доле, которая вызывает припадки. И что же это значит? Это значит, что её видения были вызваны височной эпилепсией. Человек в белом халате назвал бы это болезнью. Болезнь ли это? Хочу ли я от нее избавиться? Хочу ли излечиться? Это неординарный роман. Чётко представлены все особенности человека с этой индивидуальностью. Мы подошли к центральной теме нашей лекции: что мы со всем этим делаем? Что делать с вероятностью, что бесконтрольный всплеск потенциальной активности в определённой части вашего мозга на 30 секунд раз в 6 месяцев может предопределить ваш интерес к религии? Суммируя то, что я считаю действительно важным подчеркнуть… Это то, что я не утверджаю. Потому что мой тяжёлый преподавательский опыт научил меня этому. Что я не утверждаю?

Я не утверждаю…ууу..так высокомерно.. ты должно быть сумасшедший, если веришь в религию. Это бессмыслица. Я не утверждаю также, что большинство религиозных людей должны иметь психические отклонения. Я говорю о том, что восхитительно, как те же самые особенности в секулярном контексте разрушают вашу жизнь, отрывают вас от общества, но в подходящих условиях они высоко ценятся, почитаются и охраняются. Для всего этого может быть биологическая основа. Что самое интересное, даже если у нас есть описание одного единственного человека…я должен признаться, я рос в чрезвычайно ортодоксальном религиозном окружении до 14 лет, после чего я полностью отошёл от этого, вплоть до настоящего момента, когда я не имею ни религии, ни духовности, я абсолютный атеист. Я могу жалеть о переходе, однако очевидно, я уже не могу этого изменить.

Путь, который я прошел, чтобы стать тем кто я есть, я считаю определяющим в моей жизни. Процесс превращения из того человека, кем я был. Каждый из нас сталкивается с возможностью выбрать свой путь, решая, быть ему религиозным или нет. Для многих из нас этот выбор становится определяющим в вопросе кто мы есть. Какие выводы мы можем сделать из пусть даже единственного случая человека за всю историю, кто стал тем, кем он стал, напротив, из-за замыкания нейротрансмиттеров, из-за влияния генов, чего-то детерминирующуго, как та опухоль, вызывающая видения. Что нам с этим делать? О чём я также говорю, также интересно спрашивать, по какой причине кто-то из нас теряет веру, как и то, почему приобретает. Это также имеет биологическую основу. Просто тут мы видим меньше исследований, поскольку намного меньше примеров для изучения.

Но это такой же биологический процесс. И это так же интересно, если бы был всего один человек за всю историю. Ещё раз об этой проблеме: что мы можем знать о себе, если хотя бы один из нас стал кем-то лишь благодаря смятению в нейротрансмиттерах, а не пути, который каждый из нас ассоциирует с попытками понять кто мы есть. Тут мы плавно переходим к лекции, которая пройдёт в среду, где мы будем говорить более подробно о вещах, которые влияют на нашу индивидуальность, уделяя больше внимания тому, что делает нас нами. Центральным вопросом будет: имеет ли биология прямое к этому отношение? Я надеюсь убедить вас в этом.

Источник: «Телегра».


СМОТРЕТЬ ТАКЖЕ НА «ДИАЛЕКТИКЕ»:

Роберт Сапольски. Психосоциальный стресс.