17 сентября исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского мыслителя Константина Эдуардовича Циолковского. Задолго до появления практической космонавтики он разработал теорию полётов человека к звёздам с использованием многоступенчатых ракет и орбитальных станций. Однако освоение космического пространства учёный-самоучка считал лишь первым шагом к ослепительному будущему человечества. О футуристических воззрениях Циолковского на развитие и усовершенствование нашей цивилизации пишет телеканал Russia Today.

Вклад Константина Циолковского в науку известен каждому школьнику. Учитель из Калуги, учёный-самоучка стал одним из пионеров теоретической космонавтики, ему принадлежат многие наработки, которые и сегодня используются в ракетостроении. В частности, Циолковский был автором идеи многоступенчатых ракет и орбитальных станций.

При этом покорение космоса не было для него самоцелью. Учёный разработал сложную систему воззрений на будущее человечества, в котором космические полёты были лишь частью обширной программы доминирования нашей цивилизации во Вселенной.

Поедатели солнца

Циолковский был страстным поклонником евгеники — учения об улучшении человеческой природы путём контроля над наследственностью. Такие воззрения были популярны в начале XX века.

Какое будущее Константин Циолковский предлагал человечеству
Алексей Лопатников. «Циолковский. Ветреный день в Калуге». 1982

Человека Циолковский считал «полуживотным», которое к тому же в общественном развитии уступает муравьям и пчёлам. При этом он был уверен, что в космосе уже обитают значительно более развитые существа, которые смотрят на человечество так же, как мы смотрим на крыс.

Лишь развитие науки, по мнению Циолковского, откроет человечеству дорогу к светлому будущему. Прекратятся войны, люди получат контроль над климатом, будут решены проблемы голода, потому что на Земле не останется мест, непригодных для земледелия. И тогда человечество совершит прыжок в космос: сперва заселит Солнечную систему, а потом выйдет за её пределы.

Далее утопия Циолковского начинает плавно переходить в боевую космическую фантастику с элементами технократической антиутопии.

Для жизни на других планетах людям понадобится развить свои не только общественные, но и индивидуальные свойства: вывести такие «породы» человека, которые будут способны жить в различных атмосферах и других неземных условиях.

«Получатся очень разнообразные породы совершенных: пригодные для жизни в разных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах, пригодные для существования в пустоте или в разреженном газе, живущие пищей и живущие без неё — одними солнечными лучами, существа, переносящие жар, существа, переносящие холод, переносящие резкие и значительные изменения температуры. Впрочем, будет господствующий наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией (как растение)», — писал Циолковский.

Конкистадоры космоса

Мировая фантастика, начиная с «Войны миров» Герберта Уэллса и заканчивая голливудскими блокбастерами, неоднократно эксплуатировала образ жестоких пришельцев из космоса, которые порабощают или уничтожают человечество ради контроля над земными ресурсами или просто из-за вредного характера.

Какое будущее Константин Циолковский предлагал человечеству
Почтовая марка СССР, 1986 год

Циолковский главным космическим ужасом для разумных цивилизаций считал само человечество. Идеальное, питающееся солнечными лучами человечество, объединённое совершенным общественным устройством, однажды в своей космической экспансии натолкнётся на иные разумные расы. И тогда несовершенные миры будут «преобразованы».

«Посетят и изучат все <…> планеты. Несовершенные миры ликвидируют и заменят собственным населением. Где на планетах встретят пустыню или недоразвившийся уродливый мир, там безболезненно ликвидируют его, заменив своим миром», — предрекал Циолковский.

Для выведения будущего совершенного человечества Циолковский предполагал использовать систему полового отбора. Люди несовершенные, «плохой породы», будут лишены способности к размножению. Отборные производители, напротив, создадут новый генофонд, вступая за свою жизнь в контакты с тысячами женщин, «пока все люди не обратятся в плодовитых красавцев, здоровых и умниц».

Избавление от страданий

Впрочем, в отличие от некоторых «единомышленников», живших в одно время с калужским мыслителем, Циолковский рассматривал выведение нового человечества как ненасильственный и добровольный процесс, который призван избавить людей от страданий. Тут его идеи пересекаются с буддистским воззрениями. Циолковский, испытавший различные тяготы жизни и знакомый с буддистской философией, стремился через воплощение своих идей к победе над страданием.

«Ценность жизни в том, чтобы иметь как можно больше радости и как можно меньше страдания. С малою радостью мы примиряемся, но со страданием, в особенности большим, — никогда. Мы готовы даже удовлетвориться полным спокойствием, т.е. тем, что нельзя назвать ни радостью, ни страданием», — писал Циолковский.

Лекция в Кишиневе Вишняцкого Лекция Вишняцкого спровоцировала жаркую дискуссию о том, что значит быть человеком Сон разума СОН РАЗУМА Так или эдак, а может никак — О ЧЁМ СПОРЯТ РОССИЙСКИЕ ФИЛОСОФЫ Вина за чужой порок. История проституции в России Порченая кровь. ДНК неандертальцев вызывает у людей тяжелые болезни Калифорния в пастельных тонах — фото Пустые комнаты пропавших без вести: 11 фото Появление первых марксистских организаций